Что означает золотой цвет в иконописи? Почему Богоматерь облачена в красно-коричневое одеяние? Что есть духовный и видимый свет? Какие цветовые предпочтения и композиции присуще иконописи?

Символизм и образ

Нам известно, что истоком и началом любого творчества является переживание, эмоционально-чувственное восприятие, которое потрясает человека и оставляет неизгладимый след. Тут стоит разграничить такие понятия как символ и образ.

Символ – это канва, которая ткалась с целью описания мироздания. А одни и те же образы, в свою очередь, могут восприниматься и пониматься людьми по-разному. Это зависит от степени подготовленности слушателей, от их умственных и нравственных качеств. 

Таким образом, символизм – это способ построения целостной картины мира. В отличие от других знаков, символ не имел четко фиксированного однозначного трактования. В создании такого представления большую роль играла атмосфера. В росписях храмов фон усиливал идейно философское значение образа символа. Обычно фон писался золотым. Золотой цвет являет образ света. Соответственно – Бог есть свет. Золото – «абсолютная метафора света». 

Свет видимый и духовный

Важное значение в православии занимает свет. Иконы выступали в качестве художественно-этической формы. Считается, что они обладают божественной энергией.

 В Византии были разработаны системы носителей света, которые создавали иллюзию свечения картины:

  1. «Золотая». Золотом покрывали фоны, лучи, нимбы

  2. Моделировка ликов путем наложения пробелов (иллюзия излучения света)

Наряду со светом большое значение придавалось и цвету. В православии имеется четкое обозначение того или иного цвета в богослужении, что отражено в праздничных облачениях духовенства.

Так, например, празднование Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение) происходит в зеленых облачениях, а через неделю Светлое Христово Воскресение (Пасха) отмечается в красных ризах, черные облачения одеваются Православным духовенством во время скорбных дней Великого поста. Белые ризы используются при совершении Таинства Крещения и венчания. А золотые – на воскресных службах и в большинство дней года.

Стоит отметить, что цвет и цветовые отношения в иконописи не имеют единых приоритетов и характеристик в силу того, что:

  • цвет и цветовой оттенок неоднозначен в своих характеристиках

  • существуют различные иконописные школы и направления, в которых цвет трактуется по-своему

  • в различные временные рамки понимание и отношение к цвету менялось и дополнялось

Цветовые предпочтения в иконописи

Цвета можно разделить на две категории: простые и сложные. Первые состоят из замеса 1-2 пигментов и нанесенных на иконную плоскость в один-два приема. Например, темный красно-коричневый цвет облачения монаха, символизирующий смирение и смерть для этой земной жизни, выполняется стертым гематитом (оксидом железа). Также чистый черный цвет используется при изображении преисподней (на таких изводах, как «Сошествие в ад», «Распятие», «Рождество Христово»). 

Сложные цвета состоят из 2-4 красочных пигментов, наносимых на иконную плоскость как с помощью единого колера, так и с помощью лессировок.

Композиция иконы и символика

  • Пространство и время развернуты. Икона вне времени

  • Обратная перспектива (взгляд святых активно расширяет пространство, так как они смотрят на зрителя)

  • Вытягивание любой вертикали придаёт стройность, торжественность и духовное величие

  • Плавность форм и силуэтов в иконописных композициях, что символизирует мир духовный и бесстрастие

  • В иконописании отсутствует какая-либо моделировка формы. Она поддается условно, а цвет подчёркивает плоскостность пятна.

Андрей Рублев. Рождество Христово

Считается, что пурпурный - цвет царя, владыки - Бога на небе, императора на земле. Красный – цвет победы жизни над смертью. Белый – цвет божественного света. Синий – вечность мира, символ иного. Зеленый уравновешенность света и тьмы

Делая выводы

Православная иконопись условна, плоскостная и построена на символизме. Цвет не является цветом, а считается светом: видимым и духовным. Различные иконописные школы создали свои каноны. Следовательно, цвет в православной иконе сложен в трактовках, уникален и разнообразен в художественной подаче на иконной плоскости.