Вспоминая Древнюю Грецию, первое что приходит в голову – архитектура и скульптура. Одной из любопытных тем является - керамика. Ниже мы с вами пробежимся по эпохам развития различных техник и стилей вазописи в Древней Греции.

Геометрический стиль

Один из ранних стилей в изобразительном искусстве Древней Греции, который был заимствован греками из микенской культуры. Вазы, выполненные в геометрическом стиле, имеют характерный орнамент, состоящий из кругов, треугольников и квадратов.

Кратко пробежимся по этапам развития стиля:

  1.  Субмикенская вазопись –   1-ая половина XI в. до н.э.

  2.   Протогеометрическая вазопись – 2-ая половина XI –X вв. до н.э. 

  3.  Ранняя геометрическая вазопись — кон. X – 1-ая половина IX вв. до н.э.

  4. Зрелая геометрическая вазопись (среднегеометрическая вазопись) — 2-ая половина IX – нач. VIII вв. до н.э.

  5. Поздняя геометрическая вазопись - конец VIII в. до н.э.

Субмикенская керамика

Субмикенская керамика характерна для древнегреческой керамики сразу же после вторжения дорийцев и вплоть до возникновения протогеометрического стиля. Для данной вазы характерна утрата практически всех достижений вазописи предшествующей микенской керамики. Керамика становится примитивной — либо вовсе неокрашенная, либо выкрашенная в один сплошной цвет, либо украшенная несколькими незамысловатыми линиями.

Микенский кувшин из Скироса, ок. XI в. до н. э. 

Протогеометрическая вазопизь

Протогеометрический стиль — тип греческой вазописи, характерный для ранней архаики (примерно 1150—900 гг. до н. э.). Декоративные элементы на сосудах ограничиваются чисто абстрактными мотивами. Чаще всего встречаются широкие горизонтальные полосы вокруг горла и середины, а также концентрические круги, нанесённые при помощи циркуля и нескольких мазков. Новый мотив античной вазописи – вертикальные треугольные фигуры, которые использовались в течение веков, стали одной из особенностей поздней гончарной чернофигурной техники.

Поздняя протогеометрическая амфора, 950-900 гг. до н. э. 

Геометрическая вазопись и Дипилонские вазы

Отличием геометрического стиля выступает прямоугольное пространство на основном корпусе вазы между ручками, где применялась роспись: широкими линиями, выделенными линейными конструкциями, вертикальными полосами с обеих сторон. Они отличаются благородством, четким решением композиции, строгостью силуэта, подчёркнутого росписью. В этот период появился орнамент – меандр.

Меандр - символ бесконечности

Геометрические вазы предназначались для погребальных ритуалов: в них хоронили прах умерших, клали в качестве дара в могилы, а в Аттике ставили в качестве надгробия.

Наиболее полное представление о «геометрическом стиле» дают так называемые дипилонские вазы, относящиеся к IX — VIII вв. до н.э. и найденные археологами на древнем кладбище близ Дипилонских ворот в Афинах. Эти очень большие сосуды, высотой иногда почти в рост человека, имели погребальное и культовое назначение, по форме повторяя глиняные сосуды, служившие для хранения больших количеств зерна или растительного масла. На них орнамент особенно обилен: узор состоит чаще всего из чисто геометрических мотивов, в частности плетенки-меандра. Кроме геометрического орнамента широко применялся схематизированный растительный и животный орнамент. Фигуры животных многократно повторяются на протяжении отдельных полос орнамента, придавая изображению ясный, хотя и однообразный ритмический строй.

Дипилонская амфора. IX — VIII вв. до н. э.

Чернофигурная вазопись

Чернофигурная вазопись изобретена около 700 г. До н.э. в Коринфе, затем применялась гончарами и художниками в Лаконии, Аттике. Они превосходили техникой в чернофигурной росписи и продолжали доминировать на греческом рынке в течение следующих 150 лет. Коринфская глина была мягкой и имела желтоватый, а иногда зеленоватый оттенок. После обжига глянцевая глина на вазах становится матово-чёрной. Дополнительные краски — белая и красная — впервые стали применяться именно коринфскими вазописцами. В отличие от ваз аттического происхождения на коринфских вазах редко встречаются граффити или подписи вазописцев. Из немногих известных по именам коринфских вазописцев выделяются Харес и Тимонид. Для коринфской вазописи характерны изображения животных во фризах — тонких поясах, горизонтально разделяющих тулово ваз. Часто изображаются мифологические сцены: Геракл и персонажи легенд о Троянской войне. Боги встречаются в коринфской живописи сравнительно редко. Из повседневной жизни коринфские вазописцы часто изображали сражения, всадников и пиры. Спортивные состязания встречаются редко.

Для II позднего коринфского стиля характерно преобладание орнаментальной росписи и силуэтной техники изображения. В это время началось распространение краснофигурного стиля, в котором коринфские вазописцы не достигли каких-либо выдающихся результатов.

Коринфская чернофигурная амфора. Около 575—550 гг. до н. э.

Метод чернофигурной вазописи был замене краснофигурной росписью из Афин около 530 г. До н.э. и развивался около 130 последующих лет. Красные узоры создавали контурную картину на черном фоне глазури. 

Краснофигурная вазопись

По сравнению с чернофигурными силуэтами, выглядящими как тени, краснофигурные изображения стали динамичнее и приблизились к жизни. Кроме того, красные фигуры отличались большей контрастностью на чёрном фоне. Появилась возможность изображать людей не только в профиль, но и анфас, со спины или в три четверти. Данная техника позволяла лучше передать глубину и пространство.

Предварительный эскиз делали с помощью тупого инструмента. Эскизы превращали в рисунок с узкими линиями, а затем дополняли более широкими полосами черного цвета. Контуры и внутренние линии были нарисованы на глазури с помощью кистьи, чтобы ясно сформулировать рисунок или выделялись с небольшим рельефом. Чтобы дифференцировать менее значимые линии от более важных, рисовали разбавленной глазурью, и полученный золотисто-коричневый цвет эффектно контрастировал с чернотой контуров. 

Под влиянием искусства стеновых техник живописи, в искусстве вазописи появились характерные для этого стиля признаки:

  • анатомические детали;

  • разнообразные выражения лиц;

  • детали одежды;

  • перспектива, особенности расположения фигур;

  • изображение повседневной жизни, сцен обучения спортивных соревнований.

Прилёт первой ласточки. Роспись на пелике. Около 500 г. до н. э. 

Белофонная вазопись

Собственный уникальный греческий вариант орнаментального дизайна ваз в восточной части Др. Греции отличался красными рисунками на белом фоне. Искусство вазописи по белому фону разработано в конце 6 в. До н.э. Состав из известковой глины наносили на вазу, а затем расписывали. Белый цвет применяли к одежде и человеческим изображениям. Из-за зернистой природы дополнительного слоя, цвет быстро стирался, поэтому техника белого фона использовалась для погребальных ваз. 

Автором первого известного лекифа в стиле росписи по белому фону, датируемого ориентировочно 510 г. до н. э., является вазописец Псиакс. Известными вазописцами в технике по белому фону были Пистоксен и вазописец Афины.

Пистоксен. Афродита верхом на гусе. Ок. 480 г. 

В заключении

Итак, мы знаем этапы становления геометрического стиля и изменения облика керамики. Что нам это дает?

Возможность применения отдельных стилистических приёмов в графическом дизайне, в дизайне среды и архитектуры. Соотношение предмета искусства к определенному этапу развития цивилизации (тип линий и форма пятен изображения говорят нам о мировоззрении людей, об отношении к богу, к власти и к природе). Проследив стили вазописи Древней Греции можно сказать следующее: цивилизация всегда начинает свой путь от примитивизма, с течением времени усложняясь к более сложным формам и предметам. Достигая своего апогея она трансформируется во что-то иное или же погибает.