Краткая история мастера сатирического рисунка, гравюры, литографии и живописи, который так и остался неоднозначным для мира. В статье рассмотрен образ женщины в его творчестве.

Становление художника

Феликс Валлоттон родился в зажиточной семье нотариуса и дочери пекаря в Швейцарии, в Лозанне. В раннем возрасте проявлял способности к рисованию и посещал вечерние занятия художника Гиньяра. В 1882 году, когда юноше было 17 лет отец отвез сына в Париж, где тот, в свою очередь, поступил в Академию Жюлиана.

Изначально в Париже Феликс обучался создавать гипсовые статуэтки. Кумиром юного Валлотона был Г. Курбе. Но после выставки Эдуарда Мане, состоявшейся в 1884 году, Валлотон отходит от реализма и стремиться реализовать себя в новом направлении искусства – импрессионизм.

Теперь молодой художник пишет сцены из жизни, портреты и пейзажи. Импрессионизм зародился во Франции. Никой речи не идет об академизме и классицизме, только эмоции, впечатление и настроение. Пейзаж наиболее типичная тема для данного направления. Танец, балет, очаровательные женщины и дети довольно часто встречаются на полотнах импрессионистов. А также повседневная жизнь современного города.

Ф. Валлотон, Пациент, (1892)

Ф. Валлотон, Уличная сцена (1895)

Валлотон много пишет женщин – очаровательных, коварных, обольстительных и наивных. Сам мотив женского образа, детей, различных эмоций и танца также часто встречается на полотнах импрессионистов. Когда Ф. Валлотон был молодым, он посещал Лувр и копировал работы А. Дюрера. Это сказалось на почерке художника: многие его полотна написаны в коричневых, зеленых, черных оттенках.

Ф. Валлотон, Ложь / поцелуй (1897)

Интимизм в живописи

Феликса Валлотона считают художником интимистом. Данная атмосфера передается на работах через палитру сложных теплых оттенков. Свет на картинах – мягкий, электрический, льющийся из абажура лампы или же яркий солнечный.

Интимизм создается с помощью интерьерных композиций, в которых избегалась обычная перспектива, подчеркивалась двухмерность пространства, неожиданные ракурсы и приемы.

Главная тема автора - изображение частной жизни человека, её неспешно текущих событий, радостей и удовольствий. Сцены обедов, бесед и прогулок

Ф. Валлотон, Эффект лампы (1899)

Тут же стоит отметить, что Валлотон использовал не только мягкий теплый свет. В некоторых работах присутствует холодность, отстраненность, тревожность. Данные эмоции мы можем увидеть на работе «Визит», выполненной гуашью на картоне. Зритель чувствует стеснённость движений и напряженность поз, которые сигнализируют об ожидании низменного со стороны мужчины.  

Ф. Валлотон, Визит (1899)

Техники графики

Первая, освоенная художником репродукционная техника – офорт (один из видов гравюры на металле). Но в 1892 году он обращается к забытой техники графики - ксилографии и в известном смысле возрождает ее. Уже через год его гравюры на дереве были представлены на первом салоне «Роза и крест» и с энтузиазмом восприняты его коллегами из группы «Наби».

Хоть он и занимается графикой, но большинство работ представлены в живописи, так как на тот момент она являлась более репрезентабельным видом искусства.

Серия «Интимные детали / Интимность» совпала по времени с переменами в личной жизни художника. В это время он расстается со своей музой Элен Шатено и женится на Габриэль Родригес Энрикес. Героини этой серии — женщины из его нового окружения: хитрые, расчетливые, кровожадные и ненасытные. Эта серия о семейных и бытовых ситуациях, про сложные детали отношений в семье. Порок и соблазн всегда манили Валлоттона. Ему нравилось это состояние, состояние неосознанной порочности. Поэтому так много его в работах. 

Ф. Валлотон, Серия «Интимные детали / Интимность», 1897 - 1898  

Ф. Валлотон, Лень, (1896)  

Подводя итоги

Вклад Ф. Валлотона в книжно-журнальное оформление, в графику и в живопись считается бесценным: он возродил гравюру по дереву (она была забыта со времен Возрождения и Рембрандта). Он был первым у кого проявилась тенденция, характерная для визуальной продукции массовой культуры

Некоторые критики утверждают, что живопись Ф. Валлотона сухая и бесчувственная, веет пошлостью. Но его мастерство и культура не позволили опуститься. Им вдохновлялись и экспрессионисты, и символисты, и сюрреалисты. Он мастерски создавал сатирический рисунок, гравюры, литографии и живопись. В его теплых по гамме работам живет порой нарочивость и грубоватость, язвительность. А порой притягательность, уют и комфорт.